вторник, 26 апреля 2016 г.

3 главные ошибки нейминга



     Сегодня я наткнулась на рекламу площадки ручной работы и решила срочно написать пост об ошибках нейминга. Да простят меня владельцы этой площадки за то, что я взяла их макет в качестве примера, но, по-моему, они перестарались с оригинальностью. При упоминании названия, изображённого на картинке, возникают неприличные ассоциации ругательного характера. Воображение начинает играть с буквами, заменяя "я" на "ю", да и без замены эффект примерно тот же - название режет слух. Возможно, не все обратят на это внимание, но на часть аудитории оно окажет довольно неприятное впечатление. 

     Итак, если вы решаете не называть бренд своим именем, то избегайте следующих ошибок нейминга:


     1. Неправильная ассоциация. Это как раз случай из нашего примера. Если есть хоть одна возможность двояко воспринять придуманное название, откажитесь от него. Второй пример, который я нашла на Ярмарке Мастеров, сразу бросился мне в глаза, как только я открыла каталог. Это магазин "Три-Та-Тушки". Мастер занимается вязанием шарфиков, пошивом текстильных сумок, игрушек и одежды. Но никакого намёка на деятельность мастера в названии нет. При его произношении в голову начинают лезть мысли о татуировках или дохлых куриных тушках. Почему мастер выбрала такое название, для меня осталось загадкой. Единственный намёк на его идею я нашла в профиле, где рукодельница пишет, что шьёт на трёх машинах - швейной, оверлоке и плоскошовной. Возможно, именно в этом разгадка тайны названия, хотя всё это кажется какой-то бессмыслицей. Другими словами, мастер умудрилась при выборе имени совершить аж две ошибки.
  

     2. Бессмыслица. Стремление придумать что-то необычное и оригинальное часто заканчивается тем, что название оказывается лишённым смысла. Однако смысл должен быть во всём и, тем более, в названии. Идея имени не может быть высосанной из пальца - она должна отвечать концепции бренда. Название призвано усиливать бренд, быть дополнительным элементом, укрепляющим связь между выбранными ассоциациями и образом бренда.

    3. Сложность произношения. Чаще всего эта проблема встречается в случаях с иностранными названиями. Даже для человека, изучавшего английский язык в школе, транскрипция некоторых слов оказывается непонятной. Так, к примеру, всё на той же странице каталога Ярмарки Мастеров я увидела объявление о продаже сумки и название магазина, которое я так и не смогла выговорить "Pythonoriginal". Если бы я была обычным покупателем и передо мной не стояла задача всё-таки прочесть данное название правильно, я бы просто переключилась на что-то другое. Однако мне пришлось перебрать несколько вариантов: путхон..., пучон..., пушон... Я таки кинула эту затею и догадалась, как правильно прочесть название, только когда зашла в сам магазин. Я увидела там изделия из кожи питона и поняла - название "Питонориджинал"! Путь был тернистым, но увенчался успехом. 
     Ну а если серьёзно, то реальный покупатель не будет заморачиваться разгадыванием вашего названия. Он не то что его не запомнит, он просто не сможет его произнести. Не усложняйте себе жизнь. Заботьтесь о том, чтобы ваш покупатель мог легко прочесть название вашего бренда и легко его запомнить.
    

11 комментариев:

  1. п.2 нет такого правила, чтоб название всегда было осмысленным, тем более если речь о творческом продукте.
    п.3 нет такого правила, и ваш пример как раз это доказывает. вы описываете, как увидев название пошли в магазин. значит, название сработало.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ilia bara, спасибо за ваш комментарий. Должна внести некоторые пояснения. Я зашла в магазин "Pythonoriginal" намерено, потому что мне нужно было расшифровать это название, а не потому что оно меня заинтриговало и привлекло, как покупателя. И даже теперь, зная как оно правильно произносится, я по-прежнему считаю его слишком сложным. Оно было бы более уместным, если бы мастер работал с корпоративными клиентами. Но, как мы видим, изделия продаются в розницу. Всегда стоит помнить, зачем мы совершаем то или иное действие - чтобы усложнить себе задачу или облегчить её?
      Что касается творчества - это, безусловно, та область, в которой нет границ и здесь каждый творческий человек волен выражаться, как считает нужным. В этом, собственно, и суть творчества - рассказать миру о своём взгляде на те или иные вещи посредством своих произведений. Но не нужно путать творчество с маркетингом - это разные сферы. И если в творчестве нет рамок, то в маркетинге есть свои чёткие правила и законы. Хотите, чтобы покупатели вас быстро запомнили? Тогда делайте то, что нужно, чтобы они вас запомнили. И это абсолютно не ущемляет творческих порывов мастера или художника.
      В предыдущем посте про аудит бренда я уже писала, что по отдельности каждый из элементов бренда не является решающим в его успехе, но все они вносят свой вклад в общее дело узнаваемости и популярности бренда. Опасность здесь в другом - в количестве неправильно настроенных элементов. Одно неудачное название погоды не сделает, если всё остальное проработано как надо. Но если мастер допускает одну ошибку за другой, боюсь у него будут большие проблемы в реализации своих изделий.
      Можно, конечно, занять позицию "отморожу уши назло бабушке", но кто от этого выиграет?

      Удалить
  2. Вы правы, у меня тоже со словом "творяка" негативные ассоциации возникают. Но, как говорится, в своём глазу и бревно заметить сложно.. Поэтому решусь спросить у Вас: название "скраплюшка", не режет ли слух? Может, имеет смысл переименовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, здравствуйте! Ваше название очень говорящее - это большой плюс. Когда его произносишь, в голове сразу появляется образ рукодельницы с её милыми хомяческими повадками. В интернете множество позитивных шуток и картинок на эту тему и практически каждой рукодельнице это близко. Если вы работаете именно с рукодельницами, на мой взгляд, это удачное название.
      Стоит обратить внимание также на фоносемантический анализ, т.е. определить как подсознательно воспринимается название на слух. Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Есть онлайн сервис, позволяющий бесплатно провести такой анализ (https://psi-technology.net/servisfonosemantika.php). Так, например, скраплюшка имеет такие фоносемантические значения, как хороший, нежный, женственный, красивый, лёгкий, безопасный, округлый. Думаю, ничего добавлять не нужно :)

      Удалить
  3. Кстати, если к названию "творяка" прибавить приставку "вы", его негативный окрас исчезнет и получится довольно забавное "вытворяка". Детали в деле нейминга очень важны.

    ОтветитьУдалить
  4. Скажите пожалуйста кто сможет подсказать, как это у Вас или как Вы это видите. Хочу спросить об различных соцсетях или блоге. Вот у меня страницы в контакте, на фейсбуке, в инстаграме и прочее везде в моем профиле и мои личние фото и мое рукоделие все вместе. А может лучше сделать отдельную страничку для рукоделия? Или хватит завести личный блог тематический а Вконтакте, Фб и инстаграм оставить как есть. Ну и я всегда задумуюсь как же все таки подписывать свои изделия, в будущем свой магазин, под каким именем творить себя? Этот вопрос мучает меня уже долгие года, и никак я не могу начать, так как я такая личность которая должна все идеально начинать от начала и так как я все думаю над названием то что то делаю где-то показиваю и такая каша. У меня идея была с фамилией просто " Lampika handmade " но еще есть одна идея это " Dinyka " или «Dinyka handmade» или «Dinyka journey» journey — путешествие. Dinyka — это как бы видуманий сказочный персонаж. Мой. Блиские называют меня так, потому что я люблю делать такое милое выражение лица и кто то когда-то назвалэто Dino как би динозаврик такой, ну и соответсвенно меня как девочку Dinyka. Ну это я так быстро описала. Ну и думаю что то между этими двумя Lampika или Dinyka. Ну и к этому hand made или к блогу например journey. Как Вы подскажите, может что то другое. Ну и ёще это должно быть международное название, так как я с Украины, живу в Польше, а сейчас в США. И я занимаюсь различными видами рукоделия, декупаж, бисер, скрап, вышивка, вязание, шитьё, декорирование и прочее. Как бы это не может бить сфокусировано на чём то одном. Ну как то так. Ну а лого это уже придумала " Сотвори свою личную сказку " но это на англ будет " Create your own fairytale " ну и к этому лого надо не могу придумать названия. И как бы Dinyka это и есть мой сказочний персонаж, и это моя сказка, а может это не звучит… но может все таки с фамилией Lampika, все меня узнают по этому. Ну и так всегда, незнаю..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему бы не зарисовать: Lampika Dinyka! Это же так круто! Запоминается легко, звучит интересно. Вам, можно сказать, повезло! Мне вот нечего рифмовать пока покраней мере не придумала

      Удалить
  5. Посмотрите пожалуйста к примеру мой инстаграм, незнаю делать ли отдельную страницу или оставить как есть и чтоби все вместе было и личное и творчество) @lena.lampika

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я думаю, что ничего разделять не нужно. Наоборот, очень здорово, что ваши потенциальные и реальные клиенты смогут ближе с вами познакомиться. Это невероятно подкупает, будто ты знаешь человека, хотя на самом деле с ним не знаком. Это тот случай, когда хочется не просто купить безликое украшение или свитер, а купить его у конкретного мастера. У меня у самой есть такие привязанности - это работает. Самое главное - соблюсти баланс. Для ведения блога или профиля в соцсети есть правило 30/30/30. Оно означает, что 30% публикуемой информации должно быть посвящено готовым работам, 30% самому мастеру, творческому процессу и всему личному и 30% - отвлечённая информация в виде полезностей, вдохновлялок и прочих интересностей. Сплошная прямая реклама - это не очень эффективно, если только это не магазин. Его вы потом можете сделать либо на Etsy, либо на собственном домене.
      Что касается названия, то лучше всего выбрать собственное имя, особенно с учётом того, что вы будете вести свои соцсети, внося в них много личного, делясь фотографиями и информацией о себе. Как-то странно, если название будет относиться к какому-то неизвестному аудитории персонажу. Для того, чтобы сделать его популярным, узнаваемым, нужно будет приложить гораздо больше усилий для продвижения. Зачем усложнять себе жизнь? Я посмотрела ваш профиль в Инстаграмме и на мой взгляд какие-то рисованные сказочные герои ему совершенно не подходят. Профиль очень красивый, романтичный, атмосферный. Мультяшность будет в нём не уместна.
      Если в качестве названия вы выберите собственное имя - это станет ещё одним ключиком к установлению доверительных отношений с аудиторией. Больше настоящего, больше тепла, меньше обезличенности. К тому же, куда бы вы ни переехали, в любом уголке мира ваше имя будет уместным в качестве названия вашей торговой марки.
      А вот слоган, по-моему, не совсем удачный. Если бы вы работали с рукодельницами, например, проводили мастер-классы, продавали им какие-то заготовки или материалы, тогда он бы подошёл. Но, если я правильно поняла, вы сами создаёте изделия для клиентов, поэтому предлагать им сотворить сказку не логично.
      Самый лучший вариант логотипа - это ваше имя, написанное подходящим шрифтом. Подберите такой шрифт, который будет сочетаться со стилем ваших изделий. Помните про баланс: если в ваших фотографиях много воздуха, романтики, пусть шрифт будет более сдержанным. Его изящество не обязательно подчеркивать витиеватостью. Это можно сделать с помощью толщины линий, подобрав тонкий шрифт. Также выберите подходящую фирменную цветовую гамму. Все отдельные элементы вашей деятельности должны, словно пазлы, соединяться в одну целостную картину. Всё должно быть логично и гармонично. Думаю, пастельные оттенки подойдут лучше всего.
      Не зацикливайтесь на слогане или логотипе или чём-то ещё - просто начинайте делать. Много идей рождается в процессе творчества и во взаимодействии с клиентами. Плюйте на перфекционизм, иначе он вас задушит. Лучше ошибиться, чем вообще ничего не сделать. Идеального начала не бывает. Думать иначе- обманывать себя. Творите, наслаждайтесь процессом и забудьте о предрассудках. Успехов!)

      Удалить
    2. А мне сделали разбор профиля и посоветовали сменить фамилию имя на слоган , который отобразит мое творчество ... 🤷 Типа поисковой запрос должен отвечать требованиям поиска , а не фамилии и т д

      Удалить
  6. Здравствуйте. Насколько уместно сейчас писать в названии своего бренда словосочетание hand made? Я вяжу крючком разные изделия. Одежда,сумки. Хотела название "фамилия +hand made" или "имя +hand made". Или просто имя +фамилия сделать? Может посоветуете? Если нужно,скину свою страницу в Инстаграм

    ОтветитьУдалить