пятница, 16 октября 2015 г.

Писать профессионально


     Приступая к чтению книги, я была уверена, что она узко специализированная и ожидала каких-то писательских фишек и приёмов. К моему удивлению и радости, она оказалась гораздо шире и универсальнее, так что я с уверенностью могу рекомендовать её всем творческим людям, стремящимся преуспеть в любимом деле. Собственно, полное название книги поясняет её суть: "Писать профессионально. Как побороть прокрастинацию, перфекционизм и творческие кризисы". Думаю, вы уже поняли, что речь пойдёт вовсе не о писательских приёмах, а о психологических барьерах, страхах, стереотипах в отношении творчества и методах их преодоления. Что касается темы самого писательства, оно больше служит иллюстрацией и является средством передачи опыта автора.

     Откуда же берутся блоки, склонность к самобичеванию, мешающие творческому процессу?
Автор пишет, что в подавляющем большинстве случаев причина в перфекционизме. Перфекционисты придерживаются нереалистичных представлений об успехе и яростно ругают себя за несоответствие завышенным стандартам. Они придают результату больше значения, чем процессу, слишком ориентированы на признание окружающих, излишне отождествляют себя со своей работой и вообще часто страдают манией величия. Мания величия - это убеждённость, что ты не такой как все, и не обязан следовать общим правилам, обеспечивающим продуктивность и успех. Отсюда бесконечные рассказы о капризности вдохновения и невозможности организовать работу по графику, мифы о том, что творческие люди, словно инопланетяне, совершенно особенные, а творческий процесс не поддаётся контролю и логике. Люди, страдающие манией величия верят, что стоит создать правильное произведение - и все проблемы будут решены. Однако сразу создать шедевр не получается, потому что творчество - это ежедневная работа, ремесло и профессия, а не внезапное озарение, настигающее вас во время сна. Перфекционисты верят в лёгкую победу. Они уверены, что должны с лёгкостью творить и быстро строить успешную карьеру. На практике, если человек используя свой талант, стремится сделать карьеру, то ему нужен целый набор навыков: способность выстраивать стратегию и планировать, управлять временем, деньгами и прочими ресурсами, продвигать и продавать. Перфекционисты всё это игнорируют, упорно повторяя, что талант - ключевое условие успеха.

     По мнению автора книги, талант - пожалуй, один из величайших фетишей. Существует масса афоризмов о том, как ничтожен талант по сравнению с упорным трудом, подготовленностью, настойчивостью и прочим. Вот, например, высказывание Стивена Кинга на эту тему: "Талант сам по себе - дешевле поваренной соли. Успешного человека от талантливого отличает только одно - уйма упорного труда".  

     В книге "Писать профессионально" вы найдёте подробный анализ причин появления перфекционизма и его следствий, а также методов борьбы с ними с учётом тех ресурсов, которые имеются в наличие. Вообще, борьбе с нехваткой ресурсов Хиллари Реттиг уделяет целую главу.

     Отдельной статьёй в этом списке стоит нехватка времени. Автор очень подробно останавливается на этом вопросе, разбирая основные принципы тайм-менеджмента в творческой сфере. По её мнению, самое трудное в тайм-менеджменте - это ответственность и необходимость решать, чему посвятить время. Но как только вы приведёте в соответствие ваши ценности с вашими действиями, управление временем станет даваться легче. Итак, в книге выделены пять основных принципов тайм-менеджмента:

1. Время - самый ценный ресурс.

2. Всегда ищите, во что вложить время, а не как его потратить.

3. Дела, в которые вы вкладываете своё время, - это то, в чём вы будете преуспевать (остальные вряд ли получат серьёзное развитие).

4. Цель тайм-менеджмента - не перегрузить свой график, а максимально разгрузить его и освободить время для того, чтобы выполнять дела как можно лучше, избегая стресса.

5. Нет неуправляемого времени. Если вы сами не управляете им, за вас это с удовольствием сделают другие.


     Секрет истинной продуктивности в том, чтобы суметь отказаться от большей части задач, оставив себе лишь занятия с высокой ценностью.

     Не менее важной является глава о борьбе с предрассудками и внутренним деспотизмом. Когда другие характеризуют вас отрицательно, используя стереотипы, можно смело говорить о предрассудках. Когда вы поступаете так по отношению к самому себе, это называется внутренней деспотией. Несомненно, отрицательные ярлыки снижают продуктивность. Чтобы этого не допустить, нужно понимать, что и почему вы делаете. Если, с одной стороны, вы хотите творить, но с другой - думаете, будто ваше творчество - пустое, инфантильное, бессмысленное занятие, то едва ли много достигнете. Поэтому адекватно оцените ваше желание и решимость превратить творчество в свою профессию, так как вас ожидают трудности. Действительно ли это дело вашей жизни? Если да, то приступайте к изучению главы "Справляемся с неприятием".

     Основной посыл автора, подводящий итог книги - творческая личность должна быть независимой. Это единственно стоящий путь. Автор задаёт вопрос: "зависит ли ваш проект от чуда, вспышки, молнии, решения некоего судьи? Думаю, ваша работа слишком важна для вас, чтобы зависеть от лотерейного билета... Нет ничего плохого во внешней движущей силе, ничего плохого в том, что неожиданный поворот способен изменить всё. Но для чего брать это в качестве основы своего плана? Прелесть плана в том, что вы можете создавать его постепенно, день за днём выковывая инструмент, который позволит вам показать свою работу тем, кому это нужно".

Прочитать о книге подробнее и приобрести можно ЗДЕСЬ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий