вторник, 8 апреля 2014 г.

Проактивное мышление

   Вчера я общалась со знакомым и обсуждала с ним случившийся на Украине кризис. Я рассказывала ему о массовых сокращениях и о том, как близкого мне человека выставили на улицу, несмотря на огромный опыт, почтенный возраст и безупречную работу. Я акцентировала внимание на том, что все эти случаи должны стать для нас поучительными примерами, но ответ меня обескуражил: «Придёт время выходить на пенсию, меня ожидает то же самое». Он даже не рассматривает другого варианта!
     Кажется абсурдным, что молодой здоровый мужчина готов «сложить лапки», даже не попытавшись «побарахтаться», побороться за своё будущее. Но почему? 
     Оказывается, в психологии существует такое понятие, как проактивное мышление. О нём подробно рассказывает Джон Миллер в одноимённой книге «Проактивное мышление».  

    Думаю каждый сталкивался с людьми, которые в своих неудачах винят внешние «непреодолимые» обстоятельства: неправильное государство, не то правительство, плохую систему образования, несправедливых работодателей, не тех родителей и прочее, и прочее. Таким образом они пытаются переложить ответственность за свою жизнь на кого угодно, только бы самим ни за что не отвечать. Но негативная позиция не решает ни одной проблемы. У всех нас есть выбор: как только в голове рождаются гнетущие мысли, мы можем решить принимать их или начать поиск ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы что-то изменить?» Именно умение задавать себе правильные вопросы, по мнению автора, и является ключом к выходу из затруднительной ситуации и изменению жизни к лучшему. Если сделать неправильный выбор, можно погрязнуть в обвинениях и жалобах. Но правильное мышление ведёт к более насыщенной и счастливой жизни.

     Один из основных принципов метода, предлагаемого Джоном Миллером, звучит так: ответы содержаться в вопросах. Если задавать себе правильные вопросы, получишь правильные ответы.
   Первый совет, который приводится в книге — избавиться от вопроса «Почему?» В вопросах из этой серии содержится мысль: «Я — жертва обстоятельств и окружающих». Не очень продуктивная мысль, не так ли? Гораздо эффективнее будет спросить себя: «Как добиться успеха с теми ресурсами, которые у меня есть сейчас?»  
   Зацикливаться на том, чего у вас нет, — понапрасну терять время и силы. Есть даже несколько поговорок на эту тему, например, о том, что плохой моряк винит ветер или что плохому танцору «что-то» мешает. Ответственные люди ищут решение, а не козлов отпущения.
    Автор пишет, что на своих семинарах он часто просит участников назвать то, что они бы изменили для повышения своей эффективности. Обычно ему перечисляют целые списки, но никто ни разу не сказал: «Себя!» Подобный ответ просто никому не приходит в голову!
   Мне очень понравилось, как в связи с этим автор переделал молитву о душевном спокойствии. В оригинале она звучит так: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что я могу, и мудрость отличить одно от другого».
    А вот интерпретация Джона Миллера: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять людей, которых я не в силах изменить, мужество изменить человека, которого могу, и мудрость понять, что этот человек — я!» Стоит задуматься!

Подробнее почитать о книге и приобрести можно ЗДЕСЬ

2 комментария:

  1. Дина, спасибо за такие хорошие обзоры полезной литературы! И не могу не сделать комплимент Вам - вы такая красивая на фото, а платьице - просто бесподобно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, и вам спасибо за комплимент :) Буду и дальше стараться быть полезной)))

      Удалить